Детский сад №7 п. Переволоцкий
Оренбургской области
МБДОУ «Детский сад № 7 п.Переволоцкий»
Переволоцкого района Оренбургской области
улица Ленинская, 139
Телефон: 8(35332)32-5-69
Адрес сайта : 7-ds.perev-roo.ru
Электронный адрес: l.sladkowa@yandex.ru
Меню
Независимая оценка качества образования Независимая оценка качества образования

                                     Консультации для воспитателей

Как правильно вести себя с ребёнком.

Уважаемые родители! Предлагаем вашему вниманию несколько советов, которые помогут вам грамотно строить своё взаимодействие с малышом, а, следовательно, обеспечить сыну или дочери радость бытия и познания мира.

Ребёнок 2-3 лет интенсивно овладевает речью, общением, культурой человеческого мышления. При этом важно отметить, что умственное развитие связано с воспитанием ребёнка и возникает исключительно, как говорят учёные, благодаря ранней социализации малыша, т. е. благодаря взаимодействию с социальным окружением. Душевная жизнь ребёнка начинается очень рано. Малыш копирует, отображает в действиях и словах, в эмоциональных проявлениях и поступках мир, в котором живёт. Можно сказать, что мы «лепим» дитя по своему образу и подобию. Он будет таким, каким сделает его социальное окружение. Вывод один: духовно обогащённая окружающая действительность — главное условие нравственно-этического развития личности ребёнка.

В данный период психика ребёнка устроена так, что ему необходимы многократные повторения одних и тех же действий. При этом он каждый раз убеждается в своих возможностях и наслаждается самим упражнением. Потребность в самостоятельных действиях столь велика, что учёные назвали период второго года жизни (особенно после 1 года 6 месяцев) возрастом «Я сам!». Если ребёнка лишить этого активного взаимодействия с окружающим миром, он не только начнёт отставать умственно, но и навсегда потеряет чувство сопричастности с ним, утратит желание постигать новое. Безразличие ведёт за собой духовную леность. Так теряются рациональные зёрна раннего трудового развития человека, которые должны быть „посеяны“ уже на втором году жизни, в ту благоприятную пору, когда у детей самой природой ярко обозначена потребность в действии, а отсутствие её удовлетворения граничит с кризисом в поведении. Уважаемые родители, помните, что, лишённый самостоятельности в действиях с предметами, малыш начинает капризничать, не подчиняться взрослому, протестовать всем своим существом. Так появляется негативное явление — детская нервность.

Эмоциональная жизнь маленького ребёнка, его чувства, первые радости и огорчения должны стать предметом пристального внимания взрослых. Положительные эмоции, которые испытывает маленький ребёнок, умело выполняя действие, непременно должны поощряться взрослыми. Малыш будет испытывать эмоциональное удовлетворение только в том случае, если он сам выполнит какие-то действия, а не тогда, когда взрослые, считая, что он мал и беспомощен, сделают всё за него. Не следует требовать от ребёнка того, что он не в состоянии понять. Частые запреты, наказания за незначительные шалости приводят к тому, что ребёнок становится замкнутым и агрессивным.

Дети тонко чувствуют эмоциональное состояние родителей. Не удивляйтесь, если заметите: плохое настроение мамы передалось ребёнку. Он будет капризен, плаксив, беспокоен. Так же он реагирует на ссоры между родителями, на их движения, тон голоса.

Классики о воспитании детей.

Приучать дитя вникать в душевное состояние других людей, ставить себя на место обиженного и чувствовать, — значит дать дитяти всю умственную возможность быть всегда справедливым. Ушинский.

Детское «Дай», даже просто протянутая молча рука должны столкнуться когда-нибудь   с нашим „Нет“, а от этих первых „Не дам, нельзя не разрешаю“ зависит успех целого и огромного раздела воспитательной работы.

Корчак.

Первые впечатления могущественно действуют на юную душу; всё дальнейшее её развитие совершается под их непосредственным влиянием.

Белинский.

Нельзя грубо вторгаться в душевную организацию ребёнка. Дайте ему развиваться свободно, и он сам сумеет выбрать то, что ему доступно и интересно.

Конради.

Лучшее средство в деле воспитания — это дать проявиться в душе ребёнка какому-нибудь   хорошему чувству:

Щацкий.

 Этот удивительный ранний возраст.

Ранний возраст (второй, третий год жизни), по признанию специалистов всего мира, — уникальный период в жизни человека. Так в чём же его необыкновенность?

Ребёнок интенсивно овладевает речью, общением, культурой человеческого мышления. При этом важно отметить, что умственное развитие связано с воспитанием ребёнка и возникает исключительно, как говорят учёные, благодаря ранней социализации малыша, т. е. благодаря взаимодействию с социальным окружением. Душевная жизнь ребёнка начинается очень рано. Малыш копирует, отображает в действиях и словах, в эмоциональных проявлениях и поступках мир, в котором живёт. Можно сказать, что мы «лепим» дитя по своему образу и подобию. Он будет таким, каким сделает его социальное окружение. Вывод один: духовно обогащённая окружающая действительность — главное условие нравственно-этического развития личности ребёнка.

В данный период психика ребёнка устроена так, что ему необходимы многократные повторения одних и тех же действий. При этом он каждый раз убеждается в своих возможностях и наслаждается самим упражнением. Потребность в самостоятельных действиях столь велика, что учёные назвали период второго года жизни (особенно после 1 года 6 месяцев) возрастом «Я сам!». Если ребёнка лишить этого активного взаимодействия с окружающим миром, он не только начнёт отставать умственно, но и навсегда потеряет чувство сопричастности с ним, утратит желание постигать новое. Безразличие ведёт за собой духовную леность. Так теряются рациональные зёрна раннего трудового развития человека, которые должны быть „посеяны“ уже на втором году жизни, в ту благоприятную пору, когда у детей самой природой ярко обозначена потребность в действии, а отсутствие её удовлетворения граничит с кризисом в поведении. Уважаемые родители, помните, что, лишённый самостоятельности в действиях с предметами, малыш начинает капризничать, не подчиняться взрослому, протестовать всем своим существом. Так появляется негативное явление — детская нервность.

Эмоциональная жизнь маленького ребёнка, его чувства, первые радости и огорчения должны стать предметом пристального внимания взрослых. Положительные эмоции, которые испытывает маленький ребёнок, умело выполняя действие, непременно должны поощряться взрослыми. Малыш будет испытывать эмоциональное удовлетворение только в том случае, если он сам выполнит какие-то действия, а не тогда, когда взрослые, считая, что он мал и беспомощен, сделают всё за него. Не следует требовать от ребёнка того, что он не в состоянии понять. Частые запреты, наказания за незначительные шалости приводят к тому, что ребёнок становится замкнутым и агрессивным.

Дети тонко чувствуют эмоциональное состояние родителей. Не удивляйтесь, если заметите: плохое настроение мамы передалось ребёнку. Он будет капризен, плаксив, беспокоен. Так же он реагирует на ссоры между родителями, на их движения, тон голоса.

                                       Трудные дошкольники

В последнее время встает вопрос о так называемых «трудных» детях. Существует мнение, что в последние годы число их резко увеличилось. Причина этого, прежде всего, во внешних факторах — просмотр огромного количества телепередач, кризис семьи и многое другое. Ни для кого не секрет, что нынешние дети не похожи на своих сверстников двадцатилетней давности. Они более возбудимые и менее управляемые, более интеллектуально развитые и вместе с тем более инфантильные. Нынешние дети мало, что умеют делать руками, и не могут неподвижно сидеть даже небольшое количество времени. Мы чаще всего не придаем большого значения этим изменениям и уж никак не соотносим их с возросшим количеством трудных детей. Однако именно они чаще всего и являются первопричиной, основой для появления различных отклонений в детском поведении. Тысячи родителей сталкиваются с проблемой „трудных“ детей. Но всегда ли мы, взрослые, понимаем их сложности и вовремя приходим на помощь?

 Гиперактивный ребёнок — это человечек не такой, как все. В свои 5-6 лет он уже прекрасно знает, что такой, как он — это плохо, это неудобно. Только ленивый не критикует его поведение, сея в маленькой душе неуверенность и дух противоречия. Даже огромной любви мамы и мудрости папы не хватит вытерпеть «закидоны» такого крохи, если они, родители, основательно не разобрались в проблеме под названием „синдром дефицита внимания с гиперактивностью“ (СДВГ).

Количество деток с таким диагнозом растет год от года. По некоторым данным среди дошкольников их до 9, 5%, что очень много. Малыша с СДВГ, в принципе, нетрудно заметить на улице, в садике или магазине: обычно он чрезвычайно подвижен, все время бегает, крутится, пытается куда-то забраться. Кроме этого, помимо такой часто бесцельной активности, не подходящей к требованиям конкретной обстановки, малыш невнимателен, а его поведение непредсказуемо. При этом замечания и наказания не дают желаемых результатов. Но надо помнить, что все это кроха делает импульсивно, без специального умысла. Он просто не в состоянии контролировать свое поведение, удерживать себя от порывов вплоть до подросткового и даже взрослого возраста. Внимание такого ребенка избирательно, то есть чем-то   для него интересным он может заниматься подолгу, а тем, что считает скучным — ни секунды! Понятно, что обучая ребенка чему-либо, мы настаиваем на выполнении всех заданий, даже если они требуют умственного напряжения, сосредоточенности. Так малыш постепенно учится произвольно, то есть с усилием воли, приобретать знания, навыки, «учится учиться». Не обладая достаточной произвольностью внимания, 6-7 летний человечек не сможет хорошо учиться в школе. Любое обучение дошколят построено с учетом как непроизвольного (то есть когда дело нравится само по себе), так и произвольного внимания.

 Гиперактивный или подвижный?

 Не стоит сверхчувствительным мамам сразу же приписывать своего шумного кроху к армии гиперактивных. Крайне важно поставить точный, однозначный диагноз, что может сделать только врач. Ни педагог в садике, ни соседка по дому, даже психолог в детском центре, которому очень трудно работать с активным малышом — не могут точно знать, что с вашим крохой. «Моторные», активные, любознательные дети — это прекрасно! Недостаточность внимания не всегда отклонение от нормы. Малыши — дошколята имеют полное право быть несобранными, плохо организовывать свою деятельность. Существуют миллионы разных педагогических мер, методик обучения, приемов воспитания, чтобы жизнь с таким непоседой была радостной, наполненной принятием и любовью. Просто родился малыш вот такой, со своими индивидуальными особенностями темперамента. Кроме того, внимание ребенка неразрывно связано с мотивацией: малыш не будет заниматься каким-то делом, пока не поймет, почему он должен это делать, и если делать просто не хочется.

 Конечно, справиться с гиперактивным малышом, да к тому же не реагирующим на ваши замечания, очень сложно. Но можно. Как правило, родители (а особенно бабушки и дедушки) не понимают, что происходит с их ребенком, а его поведение их раздражает. Члены семьи нередко склонны видеть причину плохого поведения ребенка в «неправильном воспитании», и поэтому начинают обвинять в этих проблемах себя и друг друга. Это, в свою очередь, ведет к вторичным нарушениям поведения у крохи: реакции протеста, капризы, тревожность, агрессия.

Советы для мамочек.

 В воспитании ребенка с гиперактивностью родителям необходимо избегать двух крайностей: проявления чрезмерной мягкости и постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить. Когда мама часто меняет свои указания, а в семье нет единого стиля воспитания, малыш с СДВГ чувствует гораздо более глубокое негативное воздействие от этого, нежели здоровый кроха. Все правила личностно — ориентированного воспитания как нельзя лучше подходят для детей с СДВГ:

1. Количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму. Например, пускай в доме малышу категорически нельзя будет 3 вещи: трогать розетки, подходить к открытому окну, открывать дверь незнакомцам. Эти правила легко усвоить и согласиться с ними. Вы можете составить и свой список, исходя из особенностей вашей жизни.

2. Ребенка нужно учить правильно распределять свои силы, не бросаться от одного занятия к другому, на наглядных примерах показывая, как это нужно делать. Например, если он захотел порисовать, научите соблюдать строгий алгоритм: разложили краски, кисточку, бумагу, стаканчик с водой — порисовали — убрали краски, кисточку, рисунок, стаканчик с водой. Если все разложили, а желание рисовать уже ушло — ничего страшного! Попускаем второй этап и приступаем к третьему. И так всегда и во всем. Сейчас и на несколько лет только вы контролируете всю жизнь малыша, являетесь тем маячком, на который он ориентируется в жизни.

3. Похвала для крохи с СДВГ — просто жизненная необходимость. Не скупитесь на поощрения, призы, одобрения, поцелуи в пухлую щечку! За каждое маленькое достижение ваш малыш заслужил награду! Ведь ему так трудно даются даже простейшие бытовые дела. Из-за рубежа к нам пришел термин «жетонная терапия», когда при работе с „трудными“ детьми психолог поощряет их жетонами разных цветов. Прекрасный способ помочь и нашему малышке! А помните сказку, в которой медвежонок за каждое хорошее дело клал в мешочек камушек? Как он удивился, когда мешочек полностью наполнился, и впервые задумался о добре и зле. А все потому, что мама медвежонка была очень мудрой и дальновидной медведицей.

4. В отличие от обычных ребят, такие малыши не могут удерживать в памяти 2 задания и более. Мамочке следует давать только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить. Лучше избегать заданий: «Ну, что, раздевайся, помой руки и садись кушать.» Казалось бы, что тут особенного? А для нашего малыша это просто невыполнимо. Он уже забыл, что надо было сделать в начале!

 5. Оберегайте малыша от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений. Например, не следует брать его с собой в места, где собирается много людей и куда ходить ему необязательно — на рынки, в большие магазины, рестораны. Во время игр со сверстниками лучше ограничивать ребенка лишь одним партнером и избегать беспокойных, шумных приятелей.

 

 Очевидно, что с таким малышом должен работать не один специалист. Родителям желательно соблюдать все рекомендации психоневролога, заниматься с дефектологом, развивая память, наглядно-образное мышление, мелкую моторику своего крохи. Методы семейной психотерапии значительно уменьшают психологическую напряженность в семье, объясняют ребенку на понятном для него языке, в чем причина его неудач и как с этим справляться. Игротерапия, сказкотерапия, арттерапия — все это незаменимо для малыша и оказывает удивительный эффект. А самая важная и действенная терапия — любовная терапия. Любите своего кроху, и, вот увидите, все наладится!

Персональные данные, размещенные на сайте, размещены с согласия субъекта персональных данных. Копирование материалов сайта разрешено только с письменного согласия администрации сайта.